о речи:
Вам, конечно, приходилось читать книги или газеты с плохой печатью, в которых то и дело попадаются выпадения букв, опечатки. Не правда ли, какая это мука - поминутно останавливаться, догадываться, решать ребусы?
А вот другая мука: читать письма, записки, написанные таким почерком, который точно все смазывает.
Как ни трудно иметь дело с плохо напечатанной книгой или с дурным почерком, но все-таки при большом старании возможно доискаться смысла написанного.
<...> Ведь сказанного текста не вернешь, а раскатившегося спектакля и быстро развертывающейся пьесы не остановишь для расшифровывания непонятого. Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть, даже самою фактуру пьесы.
"закашлять" пьесуо смыслах речи на сцене:
В жизни почти всегда говорят то, что нужно, что хочется сказать ради какой-то цели, задачи, необходимости, ради подлинного, продуктивного и целесообразного словесного действия. И даже нередко в тех случаях, когда болтают слова, не задумываясь над ними, делают это для чего-нибудь: чтоб скоротать время, чтобы отвлечь внимание и проч.
Но сцена не то. Там мы говорим чужой текст, который дан нам автором. Часто этот текст не тот, который нам нужен и который хочется сказать.
текст "забалтывается"о "сверхзадаче":
То, что в области действия называют сквозным действием, то в области речи мы называем подтекстом.
темпоритм
сквозное действие
подтексто действиях на сцене:
В реальной жизни в каждом действии, производимом нами подсознательно или механически, есть логика и последовательность.
Но сценические действия не нужны нашей человеческой природе; мы делаем лишь вид, что они необходимы нам.
Трудно делать то, к чему нет потребности. В таких случаях действуешь не по существу, а "вообще", но вы знаете, что на сцене это приводит к театральной условности, то есть ко лжи.
мускульная и иная память действий
логика и последовательность физических действийо характере:
Откуда же смелость? От маски и костюма, которые закрывают его. От своего имени он не решится сделать того, что делается от имени чужого лица, за которое не являешься ответственным. Характерность - та же маска, скрывающая самого актера-человека. В таком замаскированном виде он может обнажить себя до самых интимных и пикантных душевных подробностей.
(записи с занятий театральной школы Аркадия Николаевича Торцова в книге Станиславского Работа актера над собой)