суббота, 6 сентября 2014 г.

Опта́ция (от лат. Optatio — желание, выбор)

…истерическая оптация Гюстава. Прежде всего, причины последней носят более комплексный характер: сама жизнь мало-помалу будет способствовать ей. И потом — что в определенном смысле ведет к тому же — совсем неправдоподобно, чтобы это особое беспокойство могло развиться у такого маленького ребенка: в младенчестве могут отыскиваться соответствующие мимолетные симптомы, но не следует тут же заносить его в ряд истериков и ничто не доказывает, что будущая оптация предопределена этими недугами. Большинство аналитиков придерживается того мнения, что этот невроз, глобальный ответ на совокупную ситуацию, не обнаруживается до самого отрочества; в тринадцать-четырнадцать лет маленький мальчик «делает обход» своих проблем, он скорее чувствует их, чем знает, но ощущает их настоятельность; он может тогда — и только тогда — выбрать тип восприимчивости и активности, с которым будет сообразовываться всю свою жизнь. Отупевший, легковерный, отстающий семилетний Гюстав — не истерик: ему еще не хватает средств быть им.
Однако следует уточнить. Когда психиатры по этому поводу употребляют слова «выбор» и «оптация», они не претендуют на то, чтобы отсылать нас к метафизической свободе: они скорее хотят отметить, что речь идет о тотальной метаморфозе субъекта, которую нельзя объяснить какой-либо детальной обусловленностью, как сделали бы это с отдельной аффектацией. Строгость остается, но детерминистские интерпретации отставлены в сторону: невроз есть интенциональная адаптация всей персоны ко всему своему прошлому, своему настоящему, к видимым образам своего будущего. Можно также сказать, что для тотальности прожитой жизни и воспринятого мира (через отдельную якорную стоянку) это манера становиться выносимым: либо истерический «стиль», либо невозможность жить. Но, принимая циркуляционность в том или ином смысле, нужна диалектическая мысль, чтобы ухватить ее необходимость. Именно поэтому истерический невроз можно сравнить с обращением. А всякому известно, что вспышка у обращенного является венцом скрытой и медленной, растягивающейся на годы, работы. Чтобы броситься в ноги Христа после двадцати лет воинствующей нерелигиозности, необходимо, чтобы бывший неверующий неведомо для себя позволил моли разъедать свой атеизм: в один прекрасный день последний оборачивается кружевом. И за этими лохмотьями, сквозь тысячу дыр, он замечает уже расставленные по местам, в походном порядке, мощные механизмы. Перед тем как обратиться, необходимо, чтобы он сделался обратимым. Это значит, что его отношение ко всему постепенно изменилось: ни одно из изменений не причиняло беспокойства само по себе, и именно по этой причине они проходили незамеченными…

Идиот в семье

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  – Ну а если мы повстречаем этого самого Джотто?   – Мы пойдём разными с ним путями.   И мы пошли.