среда, 4 марта 2015 г.

записки Ф. Ницше, весна-осень 1881

11[23]. NB! Любить науку, не думая о ее полезности. Но, возможно, она является средством сделать из человека художника в неслыханном смысле! До сих пор она должна была служить. — Серия прекрасных экспериментов — это одно из высших театральных удовольствий.
… люди, воспринимавшие все совершенно по-иному: расстояние, свет, краски и т. д., — были оттеснены в сторону и имели мало возможностей для размножения. Этот иной способ восприятия на протяжении тысячелетий, скорее всего, воспринимался как «помешательство», его избегали. Человек переставал себя понимать, он бросал «исключения» умирать на обочине. С момента появления всего органического существовала чудовищная жестокость, отторгавшая все, что «воспринимало по-иному». —Наука, по-видимому, лишь продолжение этого процесса отторжения, она возможно только тогда, когда признает «нормального человека высшим «мерилом», для сохранения которого следует употребить все средства! — Мы живем среди остатков восприятий наших далеких предков — словно среди окаменелостей чувств. Они творили и фантазировали, но решение о том, имеют ли эти творения право на жизнь, принимались в зависимости от опыта: можно ли было с ним жить или же люди гибли вместе с ними. Заблуждения или истины — если бытолько была возможно жизнь с ними! Со временем образовалась непроницаемая сеть! Мы появляемся на свет уже запутавшимися в ней, и даже наука не освобождает нас.
11[155]. Мы никогда не ощущаем одновременности, но всегда лишь последовательность. Пространство и человеческие законы пространства предполагают реальность образов, форм, веществ и их долговечность, т. е. наше пространство существует в вымышленном мире. О пространстве же, принадлежащем к вечному течению вещей, нам ничего не известно.
11[156]. Наука в сущности призвана определить, как человек — не индивидуум — относится ко всем вещам и к себе самому, т. е. исключить идиосинкразию отдельных личностей и групп и зафиксировать неизменное положение вещей. Познается не истина, а человек, причем во все времена, в которые он существует. То есть конструируется некий фантом, все постоянно находятся в поисках предмета,, в отношении которого необходимо прийти к согласию, потому как это свойственно человеческой сущности. При этом выяснилось, что бесчисленное множество предметов было неважно, хотя долгое время полагали обратное, и что с установлением существенного не было доказано ничего для реальности, лишь только то, что существование человека до сих пор зависело от веры в эту «реальность» (тело, долговечность вещества и т. д.). Тем самым наука лишь продолжает процесс, сформировавший суть вида, — стремление превратить веру в определенные вещи в явление эндемическое, а неверующих отторгнуть и оставить умирать. Достигнутая таким образом схожестьвосприятия (ощущение пространства, времени, больших и малых размеров) превратилась в условие существования вида, но с истиной это не имеет ничего общего. «Безумец», идиосинкразия служат доказательством не ложности представления, а его аномальности; с подобным представлением толпа не может жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  – Ну а если мы повстречаем этого самого Джотто?   – Мы пойдём разными с ним путями.   И мы пошли.