Мне хотелось возразить
ему, указав, что в убеждениях Пакония, Сенеки и Лукана есть нечто ценное, тут
дело не только в нечистой совести и в раздутом эгоизме. Но по обыкновению я не
нашел подходящих слов и боялся исказить свою мысль неловкими выражениями. Я
только спросил:
- Ты думаешь, слово свобода
не имеет значения?
- Я считаю, что оно
имеет много значений, даже чересчур.
- Но никакого особого
значения.
- Если я раб или
наемник, я несвободен, ибо не могу располагать своим временем. Если я без
гроша, я не могу набить себе брюхо — и опять же несвободен. Если я болен, то не
могу взять к себе в постель Тайсарион — и это ограничивает мою свободу.
Она кивнула с серьезным
видом.
- Так оно и есть.
- Свобода располагать
своим временем, пить и есть что нравится, и предаваться любви — это главное.
- И говорить то, что ты
думаешь?
- Подобно большинству
людей, я не так уж много думаю об этом. А то, о чем думаю, я ухитряюсь
высказать почти полностью и без искажений.
- И у тебя нет желания
участвовать в политике государства?
- Я не вижу никакой
политики. Я усматриваю, с одной стороны, борьбу честолюбий и расхищение
государственной казны. Мне хотелось бы, чтобы с этим было покончено, но участвовать
в подобных действиях — слуга покорный! Закон слаб и изобилует лазейками, хотя
по временам и карает какого-нибудь преступника; с другой стороны, я вижу, что
существует ряд настоятельных потребностей, ускользающих от всякого надзора.
- Итак, ты считаешь, что
невозможно изменить положение вещей?
- Вероятно, многое
можно, но я склонен думать, что в конечном счете любые изменения приведут к тем
же результатам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий