Нам, тунеядцам,
ежедневно бросался в глаза проект украшения города, начинавший самым
необычайным образом переходить от чертежей и планов в область действительности.
Интендант Гайо задался целью перестроить угловатые и неравномерные переулки
Страсбурга и создать солидный, красивый город, расположенный по правильным
линиям. Блондель, парижский архитектор, начертил для этого проект, по которому
сто сорок домовладельцев выигрывали пространство, восемьдесят теряли, а прочие
оставались в прежнем положении. Этот план был принят, но должен был не сразу
приводиться в исполнение, а исполняться лишь постепенно с течением времени, причем
город довольно странным образом колебался между законченною формою и
бесформенностью. Если, например, надлежало выпрямить дугообразную сторону
улицы, то первый желающий перестроить свой дом передвигался на новую линию, за ним
мог перемещаться его ближайший сосед, а мог и владелец третьего или четвертого
от него дома, причем благодаря этим выступам получались самые неуклюжие
углубления в качестве передних дворов домов, оставшихся позади. Применять
какое-либо насилие никто не собирался, но без принуждения дело тоже не
подвигалось; поэтому никто не имел права что-нибудь исправлять или чинить в своем
осужденном, ради украшения улицы, доме. Все эти странные случайные несообразности
давали нам, праздношатаям, желанный повод для насмешек и для предложений
ускорить или улучшить то или другое, в духе Бериша, а также для выражения всевозможных
сомнений, как будто каждое новое строение наводило нас на новые мысли.
Насколько удачно с течением времени осуществился этот проект, я не могу сказать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий