Но
еще ранее этого меня привлекали к себе глубокие и серьезные волнения жизни. По
поводу моей истории с Гретхен и последствий ее я равно увидел те странные,
запутанные подземные ходы, которыми подрыто гражданское общество. Религия,
обычай, закон, сословия, отношения людей, привычки — всё это составляет только
поверхность городской жизни. Улицы, обставленные великолепными домами,
содержатся чисто, и каждый ведет себя там довольно прилично; но внутри нередко
все это бывает тем безобразнее, и гладкая внешность, как слабая штукатурка,
прикрывает часто дряблые стены, которые ночью внезапно рушатся и производят тем
более ужасное действие, что все это разражается среди всеобщего мира. Сколько я
видел близких и чужих семейств, погибших или едва влачащих существование на
краю гибели, вследствие банкротств, расторжения браков, нравственного падения
дочерей, убийств, домовых краж, отравлений; сколько раз я, при всей своей
молодости, подавал в таких случаях руку помощи и спасения. Так как моя
откровенность вызвала доверие и было известно, что я умею хранить тайны, а деятельность
моя не боялась никаких жертв и охотнее всего проявлялась в самых опасных
случаях, то я часто был в состоянии оказать посредничество, замять дело,
отвратить грозу и т.п.; при этом, конечно, мне приходилось испытывать много
обидного и унизительного для меня и для других. Чтобы отделаться от этих
тяжелых впечатлений, я набросал несколько пьес и написал экспозицию большей
части из них. Но так как сплетение событий каждый раз приводило к чему-нибудь
страшному и все эти пьесы грозили трагическим концом, то я их одну за другою
уничтожил. Из них была окончена только одна — «Совинов-ники», веселый и
забавный характер которой сопровождается как будто чем-то жутким на мрачном
фоне семейной жизни, так что на сцене она в общем пугает, а в частностях
забавляет. Резко выраженные противозаконные действия оскорбляют эстетическое и
моральное чувство, вследствие чего пьеса эта не могла найти доступа на
немецкую сцену, хотя подражания ей, державшиеся вдали от этих подводных камней,
были приняты с одобрением.
Впрочем,
обе эти пьесы написаны с более высокой точки зрения, чего я сам не сознавал:
они указывают на осторожную терпимость при моральном вменении и в несколько
грубоватой и резкой форме высказывают высокохристианское изречение: кто
чувствует себя безгрешным, пусть бросит первый камень.
Комментариев нет:
Отправить комментарий