Уступая государям во всем, что касается чести и славы, утверждают
и укрепляют также их недостатки и пороки не только простым одобрением, но и
подражанием. Каждый из свиты Александра старался держать, подобно ему, голову
склоненной на сторону, льстецы Дионисия в его присутствии натыкались друг на
друга толкали и опрокидывали все, что попадалось им под ноги, чтобы показать,
будто они так же близоруки, как он. Иногда рекомендацией и средством войти в
милость служила грыжа. Я наблюдал, как люди из лести изображали глухоту, а
Плутарх рассказывает, что у властителя, возненавидевшего жену, придворные
разводились со своими женами, хотя и любили их. Более того, по временам в моду
входили разврат и всяческая распущенность, а также вероломство, кощунство,
жестокость, а также ересь, а также суеверие, безверие, изнеженность и еще
худшие пороки, если такие имеются. Можно привести пример гораздо более
пагубный, чем тот, что явили льстецы Митридата, которые давали своему владыке,
притязавшему на честь считаться хорошим врачом, резать и прижигать их члены: я
имею в виду тех, кто позволяет калечить себе душу, орган гораздо более
благородный и нежный.
Но, дабы кончить тем же,
с чего начал, приведу еще кое-что. Когда император Адриан спорил с философом
Фаворином о значении некоторых слов, тот очень скоро с ним во всем согласился.
Друзья его вознегодовали по этому поводу, но он ответил: «Смеетесь вы надо
мной, что ли? Как может он, начальствуя над тридцатью легионами, не быть
ученее меня?» Август писал эпиграммы на Азиния Поллиона: «А я, — сказал
Поллион, — буду молчать. Неблагоразумно писать против того, кто может
предписать мне отправиться в ссылку». И оба они были правы. Ибо Дионисий, не
будучи в состоянии сравняться в искусстве поэзии с Филоксеном и в красноречии с
Платоном, одного приговорил к работам в каменоломнях, а другого велел продать
в рабство на остров Эгину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий